МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОАМВРОСИЕВСКАЯ ШКОЛА»

 

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

 

Тема: «Педагогические условия реализации эстетико-воспитательного 

потенциала курса «Искусствоведческое краеведение Донбасса»


Программа "ИКД. 6 класс. К-Т планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство – особая форма отражения действительности, эстетический художественный феномен, который передает красоту окружающего мира, внутреннего мира человека через осмысление фундаментальных категорий «красота», «гармония», «ритм», «пропорциональность», «совершенство». Особенности освоения искусства в школе связаны с его многогранным влиянием на сознание и подсознание человека, его эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление и творческие способности. Искусство способствует художественно-эстетическому развитию человека и стимулирует готовность личности участвовать в различных формах культурной жизни общества.

Изучение культуры родного края является одним из приоритетных направлений, которое направлено на постоянное, последовательное обогащение учащихся знаниями закономерностей её развития, где важнейшие явления культуры предстают перед школьниками в ярких образах искусства, чем успешно решают образовательные и воспитательные задачи.

Сегодня, как никогда, возрастает необходимость в консолидации нашего общества, укрепления духовного единства, межнационального согласия, культивирования чувства патриотизма, гордости за наш регион – Донбасс.

Актуальность этого образовательного предмета в том, что искусствоведческое краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к культурно-художествен­ному населению.

Анализ развития культуры есть одним из важных вопросов исследования исторического процесса в целом. Без знания закономерностей культурного развития история общества не может быть понята достаточно полно. Значение тем, освещающих развитие художественной культуры родного края в планете идейного и эстетического воспитания учащихся, приобретает особый смысл, так как история культуры периода её становления позволяет на ярком, эмоциональном насыщенном материале показать зарождение и расцвет искусства Донецкого региона.Ведущей целевой установкой при разработке программы для 6 класса является воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного обучающегося – гражданина и патриота Донецкой Народной Республики, уважительно и бережно относящегося к окружающей среде, к своей семье, к культурному и природному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.

Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих идей:

1. Окружающий мир есть многообразная система исторических, географических, политических, природных, искусствоведческих аспектов, которые влияют на деятельность человека в Донецком крае.

2. Человек в Донецком крае имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3. Искусствоведческое краеведение Донбасса – часть истории Отечества.  

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний по истории, географии, а главное – к различным видам искусства. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у шестиклассников представление о формировании и развитии искусства Донеччины как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом. 

Программа разработана в соответствии с Новыми республиканскими образовательными стандартами базового и полного общего среднего образования. Она основывается на принципах личностно-ориентированного, компетентностного, деятельностного и интегративного подходов.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает развитие у учащихся индивидуальных художественных способностей (музыкальных, изобразительных и др.), творческого потенциала.

Компетентностный подход способствует формированию ключевых предметных и межпредметных компетенций, прежде всего общекультурных и художественно-эстетических.

Деятельностный подход направлен на развитие художественных умений и способности применять их в учебной и социокультурной практике.

Интегративный подход выражается в акцентировании взаимодействия различных видов искусства в рамках образования и поиска межпредметных связей с предметами других образовательных областей, интеграции школьного обучения искусству с социокультурной средой.

Определение цели курса обусловлено основными функциями искусства: эстетической, учебно-познавательной, духовно-воспитательной, коммуникативной, эмоционально-терапевтической.

Целью изучения искусствоведческого краеведения является воспитание у учащихся ценностно-мировоззренческих ориентаций в сфере искусства, развитие комплекса ключевых, межпредметных и предметных компетенций в процессе освоения художественных ценностей и способов художественной деятельности, формирование потребности в творческом самовыражении и эстетическом самосовершенствовании, воспитание патриота малой родины.

Цель достигается путем реализации следующих задач:

  • воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к искусству родного края и действительности, развитие художественных интересов, эстетических идеалов;
  • формирование системы художественных знаний, которая отражает видовую специфику и взаимодействие искусств;
  • развитие умений восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства родного края и художественных явлений;
  • стимулирование способности учащихся к художественно-творческому самовыражению, к диалогу;
  • развитие художественных способностей, критического мышления;
  • формирование потребности в эстетизации окружающей среды и готовности к участию в социокультурной жизни.

Обучение искусству основывается на принципах:

  • преемственности между начальной, основной и старшей школой;
  • сочетание общечеловеческого, национального и этнокраеведческого аспектов содержания образования;
  • интегративности, направленности на полихудожественное воспитание учащихся;
  • креативности (приоритет творческой самореализации);
  • вариативности содержания, методов, технологий;
  • диалогичности, поликультурности.
  • принципах:  исторической последовательностиматериал расположен в хронологическом порядке;
  • принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития шестиклассника;
  • принцип культуросообразности – включения материала о достижениях культуры и искусства народов, населявших нашу территорию в первой половине первого тысячиления нашей эры, воспитания у обучающихся уважения к истории Донбасса, бережного отношения к объектам культуры, осознание детьми их неприходящей ценности необходимости их охраны.

 При этом ведущим принципом при отборе содержания курса явился принцип целостности, который достигается за счет интеграции содержания. В основу интеграции положено диалектическое единство системы «история – человек – общество – искусство».

Развитие личностных качеств учащихся основывается на образовательных компетенциях:

  • когнитивных чувственно-эмоциональное восприятие, умение ощущать и видеть окружающий мир, проявлять познавательную активность;
  • креативных – ассоциативно-образное восприятие, проявление фантазии, воображения в создании собственных образов в художественно-практической деятельности;
  • методологических –  логическое мышление, умение обозначить цель, способ и организацию ее достижения; способность к самоанализу и самооценки;
  • коммуникативных – понимания языка искусства как формы межличностного общения;  понимания чувств других людей, разнообразия творческого проявления, видения и понимания действительности;
  • мировоззренческих – восприятия целостной картины мира, как самореализация, определение своего места и осознание неповторимости и уникальности других.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Структура программы «Искусствоведческое краеведение » обусловлена логикой построения всего курса, которая обеспечивает целостность содержания художественного образования в основной школе, определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курсов музыкального, изобразительного искусства в 1-4 классах.

Логическая последовательность тем по блокам обучения охватывает такие ключевые эстетические категории, как виды, жанры, стили искусства в рамках регионального. Общая тематика распределяется на отдельные темы вариативно, так как содержательное наполнение конкретизируется в соответствии со спецификой каждого из содержательных линий программы: музыкальной, изобразительной, синтетической.

Основные виды деятельности учащихся на уроках охватывают художественно-творческое самовыражение; восприятия, интерпретации и оценки художественных произведений; познания явлений искусства и усвоения соответствующей художественной терминологии, художественно-практическая деятельность.

Кроме внутренней отраслевой интеграции, целесообразно использовать межпредметные связи с другими образовательными областями: «Языки и литературы», «Обществоведение», «Технологии», «Здоровье и физическая культура» и др.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Программа предусматривает творческое отношение учителя к содержанию и технологий обучения, поурочного распределения учебного художественного материала. Он имеет возможность выбирать художественные произведения для восприятия и исполнения, ориентируясь на учебную тематику и критерий их высокого художественного качества, а также разрабатывать художественно-практические и игровые задания для учеников, учитывая программные требования, цель урока, заботясь о целостной драматургии урока.

Сверхзадача учителя – создать увлекательную эмоционально возвышенную атмосферу, чтобы каждый урок стал настоящим уроком искусства, вдохновлял учеников на творчество – в личностной и социокультурной деятельности.

Художественно-педагогические технологии: интегративные, проблемно-эвристические, игровые, интерактивные, суггестивно-терапевтические, оценивание результатов художественной деятельности.

Общая тематическая структура программы

6 класс

Тематика

Часы

Искусствоведческое краеведение

35 (из них 2 часа – резервные)

  Введение. Как заглянуть в прошлое?

 

1

 Раздел I . Мир хазарской культуры

6

  Раздел II Культура печенегов

6

  Раздел III Половецкая культура

4

  Раздел IV. Культура татаро-монгольских народов

 

16

 Резерв: Защита АРТ -проектов

2

Количество часов. В школьном учебном плане на изучение предмета «Искусствоведческое краеведение» отводится в 6 классе 2 часа. Резервные часы  могут использоваться по усмотрению учителя на обобщение материала, защиту творческих проектов, а также на посещение выставок, музеев, АРТ - студий.

Особенности оценки результатов обучения

Многокомпонентность содержания художественного образования обуславливает многофункциональность оценивания достижений учащихся в этой области, единство диагностической, коррекционной, стимулирующее - мотивационной, учебной, воспитательной, развивающей, прогностической функций.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
ПО ИСКУССВОВЕДЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ

Объектами проверки и оценивания результатов художественного образования являются основные компетентности:

  • предметные (интерпретационные и деятельностно - творческие);
  • межпредметные эстетические (эстетические оценки и восприятие);
  • ключевые (общекультурные, информационно-коммуникативные, социальные).

Оценивание осуществляется по 3 главным аспектам:

Художественно-теоретическая деятельность.

Знание специальной художественной терминологии, понимание художественных особенностей направлений, стилей, видов, жанров, законов развития искусства.

Восприятие искусства.

Способность эмоционального восприятия произведений искусства, определение их связи с жизненными явлениями; умение обосновывать личностное эстетическое отношениек художественному произведению и автору; способность интерпретировать художественно-культурные явления.

Художественно-практическая деятельность.

Использование художественно-теоретического материала, приобретенных художественных умений, навыков в практической работе и во внеурочной деятельности.

Категория: В помощь педагогам | Добавил: natashaminasian1 (04.04.2020)
Просмотров: 34 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar