Искусство – особая форма отражения действительности, эстетический художественный феномен, который передает красоту окружающего мира, внутреннего мира человека через осмысление фундаментальных категорий «красота», «гармония», «ритм», «пропорциональность», «совершенство». Особенности освоения искусства в школе связаны с его многогранным влиянием на сознание и подсознание человека, его эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление и творческие способности. Искусство способствует художественно-эстетическому развитию человека и стимулирует готовность личности участвовать в различных формах культурной жизни общества. Изучение культуры родного края является одним из приоритетных направлений, которое направлено на постоянное, последовательное обогащение учащихся знаниями закономерностей её развития, где важнейшие явления культуры предстают перед школьниками в ярких образах искусства, чем успешно решают образовательные и воспитательные задачи. Сегодня, как никогда, возрастает необходимость в консолидации нашего общества, укрепления духовного единства, межнационального согласия, культивирования чувства патриотизма, гордости за наш регион – Донбасс. Актуальность этого образовательного предмета в том, что искусствоведческое краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к культурно-художественному населению. Анализ развития культуры есть одним из важных вопросов исследования исторического процесса в целом. Без знания закономерностей культурного развития история общества не может быть понята достаточно полно. Значение тем, освещающих развитие художественной культуры родного края в планете идейного и эстетического воспитания учащихся, приобретает особый смысл, так как история культуры периода её становления позволяет на ярком, эмоциональном насыщенном материале показать зарождение и расцвет искусства Донецкого региона. Программа разработана в соответствии с Новыми республиканскими образовательными стандартами базового и полного общего среднего образования. Она основывается на принципах личностно-ориентированного, компетентностного, деятельностного и интегративного подходов. Личностно-ориентированный подход обеспечивает развитие у учащихся индивидуальных художественных способностей (музыкальных, изобразительных и др.), творческого потенциала. Компетентностный подход способствует формированию ключевых предметных и межпредметных компетенций, прежде всего общекультурных и художественно-эстетических. Деятельностный подход направлен на развитие художественных умений и способности применять их в учебной и социокультурной практике. Интегративный подход выражается в акцентировании взаимодействия различных видов искусства в рамках образования и поиска межпредметных связей с предметами других образовательных областей, интеграции школьного обучения искусству с социокультурной средой. Определение цели курса обусловлено основными функциями искусства: эстетической, учебно-познавательной, духовно-воспитательной, коммуникативной, эмоционально-терапевтической. Целью изучения искусствоведческого краеведения является воспитание у учащихся ценностно-мировоззренческих ориентаций в сфере искусства, развитие комплекса ключевых, межпредметных и предметных компетенций в процессе освоения художественных ценностей и способов художественной деятельности, формирование потребности в творческом самовыражении и эстетическом самосовершенствовании, воспитание патриота малой родины. Цель достигается путем реализации следующих задач:
Обучение искусству основывается на принципах:
Развитие личностных качеств учащихся основывается на образовательных компетенциях:
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Структура программы «Искусствоведческое краеведение » обусловлена логикой построения всего курса, которая обеспечивает целостность содержания художественного образования в основной школе, определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курсов музыкального, изобразительного искусства в 1-4 классах. Логическая последовательность тем по блокам обучения охватывает такие ключевые эстетические категории, как виды, жанры, стили искусства в рамках регионального. Общая тематика распределяется на отдельные темы вариативно, так как содержательное наполнение конкретизируется в соответствии со спецификой каждого из содержательных линий программы: музыкальной, изобразительной, синтетической. Основные виды деятельности учащихся на уроках охватывают художественно-творческое самовыражение; восприятия, интерпретации и оценки художественных произведений; познания явлений искусства и усвоения соответствующей художественной терминологии, художественно-практическая деятельность. Кроме внутренней отраслевой интеграции, целесообразно использовать межпредметные связи с другими образовательными областями: «Языки и литературы», «Обществоведение», «Технологии», «Здоровье и физическая культура» и др. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Программа предусматривает творческое отношение учителя к содержанию и технологий обучения, поурочного распределения учебного художественного материала. Он имеет возможность выбирать художественные произведения для восприятия и исполнения, ориентируясь на учебную тематику и критерий их высокого художественного качества, а также разрабатывать художественно-практические и игровые задания для учеников, учитывая программные требования, цель урока, заботясь о целостной драматургии урока. Сверхзадача учителя – создать увлекательную эмоционально возвышенную атмосферу, чтобы каждый урок стал настоящим уроком искусства, вдохновлял учеников на творчество – в личностной и социокультурной деятельности. Художественно-педагогические технологии: интегративные, проблемно-эвристические, игровые, интерактивные, суггестивно-терапевтические, оценивание результатов художественной деятельности. Общая тематическая структура программы
Количество часов. В школьном учебном плане на изучение предмета «Искусствоведческое краеведение» отводится в 5 классе 1 час. Резервные часы могут использоваться по усмотрению учителя на обобщение материала, защиту творческих проектов, а также на посещение выставок, музеев, АРТ-студий. Особенности оценки результатов обучения Многокомпонентность содержания художественного образования обуславливает многофункциональность оценивания достижений учащихся в этой области, единство диагностической, коррекционной, стимулирующе-мотивационной, учебной, воспитательной, развивающей, прогностической функций.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Объектами проверки и оценивания результатов художественного образования являются основные компетентности:
Оценивание осуществляется по 3 главным аспектам: Художественно-теоретическая деятельность. Знание специальной художественной терминологии, понимание художественных особенностей направлений, стилей, видов, жанров, законов развития искусства. Восприятие искусства. Способность эмоционального восприятия произведений искусства, определение их связи с жизненными явлениями; умение обосновывать личностное эстетическое отношениек художественному произведению и автору; способность интерпретировать художественно-культурные явления. Художественно-практическая деятельность. Использование художественно-теоретического материала, приобретенных художественных умений, навыков в практической работе и во внеурочной деятельности.
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Просмотров: 319 | |
Всего комментариев: 0 | |